Полезные статьи по охране труда


Ваши 5 шагов, чтобы организовать охрану труда


Ваши 5 шагов, чтобы организовать охрану труда

Шаг 1. Обучение

1.    Составьте список работников (на основании штатной расстановки), которых нужно направить на обучение в учебный центр (в этот список войдут руководители и специалисты, на которых впоследствии возложите обязанности по охране труда).

2.    Составьте приказ о направлении работников на обучение в учебный центр.

3.    После того как руководители работ пройдут обучение, назначьте их приказом ответственными за проведение инструктажей на рабочем месте по подразделениям соответственно.

4.    Сотрудников, которые не войдут в список, обучайте в своей организации внутренней комиссией. Назначьте ее приказом, а регламент работы пропишите в положении о СУОТ.

 

Прим.: Специалист по охране труда также проходит обучение в установленном порядке. В первый год может не проходить, если имеет непрерывный стаж работы пять лет (п.п. 1.5–1.6 Порядка № 1/29).

Шаг 2. Документы

1.    Разработайте и утвердите положение о системе управления охраной труда, для этого используйте типовое положение, которое утвердил Минтруд (см. Типовое положение о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н).

ВАЖНО!!!

Чтобы система в компании эффективно функционировала, не копируйте стандартные формулировки. Подготовьте документ с учетом специфики предприятия. Уделите особое внимание части положения о распределении ответственности должностных лиц. На всех уровнях управления детально пропишите, какие обязанности в области охраны труда будут у каждой конкретной должности, задействованной в СУОТ.

2.    Составьте перечень локальных документов, которые должны быть в вашей организации. (этот перечень зависит от численности работников, видов деятельности предприятия, наличия вредных условий труда и других факторов. Унифицированного списка нет).

Прим.: Для подготовки перечня документов можете воспользоваться чек-листами ГИТ. В список документации войдут:

·         положения;

·         инструкции;

·         программы обучения;

·         приказы;

·         журналы.

Шаг 3. СОУТ, СИЗ, медосмотры

1.    Если производственные факторы на рабочих местах еще не оценили, начните процедуру по проведению специальной оценки условий труда. (Ее проводят эксперты независимой аккредитованной организации, с которой работодатель заключает договор.) см. (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

ВАЖНО! Проверьте, нет ли необходимости провести внеплановую спецоценку из-за введения новых рабочих мест или по другим причинам из статьи 17 Закона № 426-ФЗ.

2.    Предварительные и периодические медосмотры проводите на основании перечней вредных и опасных производственных факторов, и видов работ (см. Перечни, утв. приказом Минздрава от 12.04.2011 № 302н; далее — Приказ № 302н). Вредные и опасные факторы на рабочем месте устанавливают по результатам СОУТ. (если результатов СОУТ пока нет, можно определить производственные факторы с помощью эксплуатационной, технологической и другой документации на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, которые применяют в организации при производственной деятельности.)

3.    Также проверьте, как на предприятии организовали работу со средствами индивидуальной защиты:

Если в компании есть работы с вредными или опасными условиями труда, работы, которые выполняют в особых температурных условиях или которые связаны с загрязнением, обязательно контролируйте работу со средствами индивидуальной защиты в организации. Для этого в положении о СУОТ между должностными лицами организации распределите обязанности по закупке, хранению, выдаче и уходу за СИЗ. (Порядок выдачи, учета и хранения СИЗ определен Трудовым кодексом и Межотраслевыми правилами (утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н).

 

Шаг 4. Риски

В организации нужно проводить оценку профессиональных рисков (ст. 209, 212 ТК). На данный момент нет четких требований, как именно работодатель должен организовать управление профрисками, поэтому порядок процедуры и методы определяют на локальном уровне. Оценка рисков входит в компетенции специалиста по охране труда на основании профстандарта (профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утв. приказом Минтруда от 04.08.2014 № 524н).

Оценку рисков проводит оценочная группа, в ее состав входит не только служба охраны труда, но и представители других отделов.

ВАЖНО!!! Качественная оценка профессиональных рисков и корректирующие мероприятия после нее помогут снизить затраты организации за счет улучшения условий труда. Кроме того, важно научиться оценивать риски, так как это основная процедура, вокруг которой законодатели планируют выстроить.

Шаг 5. Проверки

Проверьте, включена ли компания в план проверок на текущий год.

Эту информацию можно узнать на сайте территориальной ГИТ или на сайте Генпрокуратуры.

Также в компании может пройти внеплановая проверка. (Основания для внеплановых проверок приведены в статье 360 ТК, самое распространенное — жалоба работника. О внеплановой проверке сообщают, как правило, не менее чем за 24 часа. Но если проверка пройдет по жалобе работника, инспекторы не предупредят (ч. 9 ст. 360 ТК)).

Внутренняя проверка

Контролируйте соблюдение требований охраны труда на рабочих местах постоянно. Введите ступенчатые системы контроля, чтобы внутренние проверки были эффективными.

Чтобы определить, сколько ступеней контроля необходимо для конкретного предприятия, нужно проанализировать особенности производства: вид деятельности, численность сотрудников, структуру предприятия, месторасположение структурных подразделений, текущие условия труда.

Самый распространенный вариант ступенчатого контроля — трехступенчатый. Он универсален, и его применяют как в небольших компаниях, так и на крупных предприятиях.

 


 


Возврат к списку